Выступление Ю.Н. Данилова - председателя Татарстанской Республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на VII Съезде Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

030216 Danilov1

Выступление Ю.Н. Данилова - председателя Татарстанской Республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства  на VII Съезде Общероссийского профсоюза работников    автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Уважаемые делегаты, приглашенные и гости Съезда!

Разрешите поприветствовать Вас на VII Съезде Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В настоящее время наша страна переживает сложный экономический период. В нынешнее непростое время важнейшее значение имеет сохранение стабильности в трудовых коллективах.

На IX съезде ФНПР, который проходил с 7 по 9 февраля в г. Сочи, делегаты обозначили Программу профсоюзов «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны».

В марте 2015 года Исполком ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства постановил: «Считать главной задачей комитетов профсоюза по защите членов профсоюза в условиях экономического спада, ухудшения финансового состояния предприятий – обеспечение минимизации негативных последствий для работников, соблюдение прав работников, установленных действующим законодательством и заключенными с участием профсоюзов коллективными договорами».

    030216 Danilov

Социальное партнерство в сфере труда - важнейший инструмент защиты прав и интересов работников, эффективность которого зависит от степени вовлеченности и масштаба участия в нем социальных партнеров.

     В Республике Татарстан за неполных 25 лет сформировался институт социального партнерства, имеющий необходимую нормативную правовую базу.

    В 2012 году профсоюзы республики инициировали обращение сторон социального партнерства к главам муниципальных районов и городских округов, руководителям министерств и ведомств, а также профсоюзных организаций по всей вертикали социального партнерства.

       Инициатива и обращение профсоюзов о необходимости дальнейшего развития социального партнерства с учетом социально-экономической ситуации поддержана Президентом Республики Татарстан. 17 ноября 2015 года подписан Указ Президента Республики «О развитии социального партнерства в сфере труда в Республике Татарстан», которым предусмотрено повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их объединений) и профсоюзов республики.

Создание действенной системы социального партнерства на базе Отраслевых тарифных соглашений в нашей отрасли и коллективных договоров на предприятиях и в организациях автотранспорта и дорожного хозяйства всегда было и остается основной целью в работе профсоюза.

Практическую базу для выполнения республиканским профсоюзом основных задач, выполняют отраслевые тарифные соглашения.

     На сегодняшний день Татарский республиканский комитет профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства объединяет 27 первичных профсоюзных организаций с численностью работающих 13 068 и учащихся – 1727 человек. Из них членами профсоюза являются 13 034 человек, что составляет 90 %.

         В Программе Федерации Независимых Профсоюзов России» «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», принятой на IX Съезде ФНПР отмечено: «В целях укрепления профсоюзного движения, повышения роли профсоюзов в государстве и обществе деятельность ФНПР будет направлена на: увеличение численности членов профсоюзов и повышение уровня профсоюзного членства, создание новых первичных профсоюзных организаций на предприятиях…».

       В 2015 году Татарским республиканским комитетом вновь созданы первичные профсоюзные организации в автотранспортном предприятии, в предприятии городского электрического транспорта, в профильном среднем специальном учебном заведении.

Уважаемые участники Съезда!

На IX съезде ФНПР в Программе действий профсоюзов было сказано, что ключевыми задачами профсоюзов являются: обеспечение достойной заработной платой, занятость населения и внедрение стандартов достойного труда.

         На сегодняшний день средняя заработная плата по отрасли в целом – 20 584 руб.      

         Средняя заработная плата в организациях, входящих в состав Рескома профсоюза составляет:

- в дорожном хозяйстве – 21 365 руб.,

- в автотранспорте – 18 919 руб.,

           - в гор.электротранспорте – 25 214 руб.,

           - прочие – 16 838 руб.

При том, что средняя заработная плата по нашему региону на конец 2015 года составила 28 606, 7 рублей.

   Подчеркну, что в связи с кризисными явлениями в экономике страны в 2014-2015 годы наблюдаемый рост заработной платы в отраслевых предприятиях шел более медленными темпами, чем в предыдущие годы.

В целом же по региону отмечу, что сегодня порядка 260 тыс. работников в нашем регионе получают заработную плату ниже минимального потребительского бюджета; 270 тыс. – ниже прожиточного минимума. Сегодня прожиточный минимум – 8 400 рублей, минимальный потребительский бюджет – 14 тыс. рублей. Эти проблемы сказываются на покупательной способности. Так, по итогам еще 2014 года, по покупательной способности мы уже ушли на уровень 2010 года, а с ноября 2014 года реальная заработная плата у нас в республике не растет.

Уважаемые делегаты, участники Съезда, коллеги!

Особое внимание республиканский профсоюз уделяет соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха водителей. Практически во всех автотранспортных предприятиях имеет место нарушение положения о режиме труда и отдыха водителей.

Уже не раз отмечалось, что нарушения положений о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей носят причинно-следственный характер.

Невысокий уровень заработной платы напряженного труда водителей влияет на укомплектованность водительским составом. К сожалению, приходится констатировать, что такие условия вынуждают предприятия идти на нарушения законодательства в части соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха этой категории работников.

В то же время, указанные нарушения накладывают определенные риски на безопасность пассажирских перевозок.

Уважаемые коллеги!

   Как мы знаем, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Спецоценка заменила аттестацию рабочих мест.

   На IX съезде ФНПР была дана оценка Федеральному закону «О специальной оценке условий труда», было отмечено, за счет неоправданного изменения уровня вредности и класса условий труда по широкому ряду рабочих мест улучшения условий труда не произошло.

   Делегатами было предложено внести изменения и дополнения в вышеуказанный закон и Методику проведения спецоценки с учетом обоснованных критических замечания и предложений.

   ЦК Общероссийского профсоюза организовал мониторинг реализации Приказа Минтруда России «Об утверждении Методики проведения спецоценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов».

   26 марта 2015 года на Заседании Исполкома ЦК профсоюза было принято Постановление об установлении контроля со стороны профсоюзных организаций за проведением специальной оценки условий труда на отраслевых предприятиях.

На сегодняшний день предлагаемые изменения и поправки в Методику проведения спецоценки не внесены.

       А ведь в ряде отраслевых предприятий результаты проведенной спецоценки таковы, что оказались не учтены все вредные производственные факторы и были неоправданно снижены классы вредности, сокращены компенсации работникам без фактического улучшения условий труда.       

Уважаемые делегаты, участники Съезда!

На протяжении уже ряда лет приоритетным направлением в работе Республиканского комитета профсоюза является проведение целенаправленной работы с Органами государственной власти, объединениями работодателей, с депутатским корпусом республики, по улучшению социально-экономического положения работников отраслевых предприятий.

   Перед Премьер-Министром И.Ш. Халиковым и Правительством Республики Татарстан Республиканский комитет профсоюза неоднократно поднимал ряд проблемы, которые были решены либо частично, либо в полном объеме.

Это такие вопросы как:

   - установление единых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении;

     - компенсация расходов перевозчиков, связанных с обслуживанием маршрутов по регулируемым тарифам, ниже себестоимости перевозок;

           - компенсация расходов перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров по льготным проездным документам;

     - поднимался вопрос о субсидировании государством приобретения предприятиями автобусов на газомоторном топливе;

       -    вопрос оказания мер государственной поддержки предприятий в части субсидирования процентной ставки по лизинговым платежам;

   - проблема осуществления перевозок пассажиров частными нелегальными перевозчиками под видом «заказных».

Одной из основных причин спада объемов перевезенных пассажиров является возросшая активность нелегальных перевозчиков. Только в г. Казани установлено более 12 мест несанкционированной посадки-высадки пассажиров, ежедневно курсируют не менее полутысячи заказных автобусов.

По грубым подсчетам финансовый оборот «серых» перевозчиков составляет свыше 1 млрд. руб. в год.

На сегодняшний день, в том числе и по предложению Республиканского комитета профсоюза, в Республике создана межведомственная группа по контролю за «заказными» перевозками. В состав группы включены представители силовых структур Республики, инспекторы Управления госавтодорнадзора и ГИБДД по Республике Татарстан, а также Налоговая инспекция.

По линии Ространснадзора с начала года проверено 985 транспортных средств. К административной ответственности привлечено 4 юридических лица, 81 должностное лицо и 480 водителей.

Общая сумма наложенных штрафов составила более 1,1млн. рублей.

Работа в данном направлении продолжается.

В настоящее время в законодательстве имеется существенный пробел в части регламентирования деятельности перевозок по заказу. В части реализации мер по контролю за осуществлением заказных перевозок предлагаем:

- ускорить принятие Федерального закона, регламентирующего возобновление лицензирования перевозок по заказу;

- принять постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее требования к оснащенности подвижного состава, задействованного в перевозке пассажиров по заказу, аппаратурой системы спутниковой навигации «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS», в связи с признанием недействительности приказа Минтранса РФ.

На сегодняшний день проблему так называемых «серых перевозчиков» в регионах сложно решить без урегулирования её на федеральном уровне.

Учитывая важность данного вопроса не только для нашей Республики, но и для всех субъектов Российской Федерации, просим Вас, оказать содействиев его решении на федеральном уровне.

Уважаемые участники Съезда!

С 1 декабря 2015 года введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания».

Данным документом установлено пять уровней зимнего содержания автомобильных дорог. Кроме того, согласно п.7.2 вышеуказанного документа, автомобильные дороги с интенсивностью движения до 1500 авт/сут и автодороги с переходным и низшим типом дорожной одежды, могут содержания с уплотненным снежным покровом (далее УПС) в соответствии с национальными стандартами.

Но в настоящее время в действующих национальных стандартах и нормативных документах Российской Федерации отсутствуют нормы позволяющие содержать автодороги в зимний период с УПС и не определены группы автомобильных дорог, которые относятся к соответствующему уровню зимнего содержания.

На основании изложенного, обращаюсь к Министерству транспорта с предложением внести соответствующие изменения в национальные стандарты Российской Федерации в том числе в ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в связи с введением в действие межгосударственного стандарта ГОСТ 33181-2014.

Кроме того, согласно Федеральному Закону от 08.11.2007 №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введена только на автомобильных дорогах федерального значения.

В связи с этим, ряд регионов Российской Федерации вышли с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство для наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по введению данной платы на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.

Считаю необходимым обратиться к Комитету Государственной Думы по транспорту с предложением ускорить принятие данного законопроекта для обеспечения возможности субъектам принятия решения о введении платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения.

Уважаемые коллеги!

     Проделана большая работа; есть проблемы, которые были решены; есть вопросы, которые пока не находят должного решения.

Сегодня мы должны быть едины, профсоюзы, как и работодатели, заинтересованы в сохранении предприятий и рабочих мест с достойной зарплатой и высоким уровнем социальных гарантий.

Мы должны вместе, поэтапно, через компромиссы, стремиться к тому, чтобы работник был защищен и чувствовал себя уверенно как в дне сегодняшнем, так и в дне завтрашнем.

Уважаемые делегаты VII Съезда профсоюза!

Вношу предложение:

  1. Работу Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства за отчетный период признать удовлетворительной.
  2. Отчет Контрольно-ревизионной комиссии Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства за 2010 – 2015 гг. утвердить.
  3. Принять Устав профсоюза в новой редакции с учетом решений VIII и IX Съездов ФНПР, изменений в законодательстве Российской Федерации и предложений организаций профсоюза.
  4. Принять в новой редакции Положение о контрольно-ревизионных органах профсоюза.

     Центральному комитету профсоюза:

- активизировать осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства с использованием всех механизмов правозащитной работы;

- проводить постоянную работу по увеличение численности профсоюза, мотивации профсоюзного членства, созданию новых первичных профсоюзных организаций на предприятиях;

- укреплять финансовую базу на основе полной и своевременной уплаты членских профсоюзных взносов в размерах, принятых выборными профсоюзными органами;

- продолжить осуществление: контроля за реализацией Федеральных Отраслевых соглашений в отраслевых предприятиях; и мониторинга мероприятий, направленных на обеспечение социальной стабильности в отраслевых организациях;

- продолжить практику регулярного проведения встреч профсоюзного актива с руководящим аппаратом Министерства транспорта Российской Федерации, социальными партнерами дорожного и транспортного сообщества, Федерацией Независимых Профсоюзов России и органов государственной власти.

Спасибо за внимание!

  030216 sezd030216 7cezd1

030216 7cezd

030216 7cezd2