4 августа заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул принял участие в межведомственном совещании по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов

0508 MintransВ совещании, прошедшем в режиме видеоселектора в Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, приняли участие заместитель Министра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Дитрих, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Алексей Бакирей, руководители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, представители региональных органов исполнительной власти.

Открывая заседание, В. Кирьянов отметил, что поводом к проведению межведомственного совещания стал ряд трагических событий нескольких последних месяцев. На территориях Красноярского края, республики Мордовия, Омской, Ленинградской и Нижегородской областей произошли дорожно-транспортные происшествия с особо тяжкими последствиями с участием автобусов, перевозивших пассажиров как по регулярным междугородним и межрегиональным маршрутам, так и при заказных перевозках, в том числе организованных групп детей. Всего же с начала года в стране по вине водителей автобусов произошло около 2,3 тысяч ДТП, в которых 161 человек погиб и свыше 3,6 тысяч были ранены.

В. Кирьянов подчеркнул, что особую тревогу сегодня вызывают организованные перевозки групп детей. Так, анализ происшествий с участием автобусов, перевозивших группы детей, показал, что совершению ДТП способствовало игнорирование как организаторами, так и перевозчиками требований Правил организованной перевозки групп детей автобусами. Он обратил особое внимание участников совещания на исполнение поручений, данных МВД России, Минтрансу России и заинтересованным органам исполнительной власти Первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым, направленных на усиление контроля за соблюдением требований к организованной перевозке групп детей автобусами.

В свою очередь Н. Асаул отметил, что на сегодняшний день 6,2 млн грузовиков и 0,88 млн автобусов обеспечивают 60% объема пассажироперевозок в стране. По его словам, обеспечение безопасности такого объема перевозок должно являться приоритетной задачей на всех уровнях власти. Замминистра напомнил, что доля дорожных происшествий, совершенных по вине водителей грузового и пассажирского транспорта, составляет 9,7% от общего числа ДТП, погибших в них – 9,8% от общего числа погибших в ДТП. В 2015 году наблюдается тенденция увеличения количества ДТП по вине водителей автобусов на 7%, в которых погибших на 31,5% и пострадавших на 10,3% больше, сообщил Н. Асаул. Он также выразил обеспокоенность ростом количества особо тяжких ДТП.

Замминистра отметил, что основной причиной большинства происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, нарушение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основных требований законодательства в сфере транспорта и безопасности дорожного движения. Среди основных нарушений Н. Асаул назвал нарушение режима труда и отдыха водителей, нарушение правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, отсутствие на транспортном средстве тахографа, нарушение требований по повышению квалификации водителей и других сотрудников перевозчика. Кроме того, отмечается снижение общей дисциплины в организациях, осуществляющих перевозки, снижение уровня квалификации водителей, высокая изношенность подвижного состава. Замминистра подчеркнул, что в целях снижения этих негативных факторов Минтрансом России издан приказ от 15 января 2014 г. №7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом». «Это основной документ, регулирующий безопасность перевозок пассажиров и грузов в целом», – сообщил Н. Асаул. Он уточнил, что в соответствии с этими правилами регионы обязаны обеспечить ряд мероприятий, направленных на повышение безопасности перевозок.

Замминистра попросил региональные органы исполнительной власти, Ространснадзор и Госавтоинспекцию взять под жесткий контроль выполнение требований, установленных данными правилами. Он обратил особое внимание на необходимость неукоснительного соблюдения правил, предъявляемых при организации и осуществлении перевозок групп детей в городском, пригородном и междугородном сообщении. «Проекты федеральных законов, вводящие административную ответственность за нарушение данных правил, находятся на рассмотрении в Правительстве РФ», – сказал Н. Асаул. Он также сообщил, что Минтрансом подготовлен законопроект, направленный на выравнивание административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Важность проблемы регулирования перевозочного процесса физическими лицами подтверждается возрастающей долей автобусов и грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Подготовлен проект поправок, который вводит требования к обеспечению безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом для физических лиц. Как сообщил Н. Асаул, документ предусматривает необходимость обеспечения соответствия технического состояния транспортных средств требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения, оснащения транспортных средств тахографами, а также соблюдения устанавливаемых Правительством РФ допустимых норм времени непрерывного управления автобусом и грузовым автомобилем.

В целях реализации закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в РФ замминистра поручил субъектам РФ ускорить работу по принятию соответствующих нормативных правовых актов. Он попросил не подходить формально к проведению конкурсов на право осуществления перевозок, включить в конкурсную документацию оценки перевозчика по показателям безопасности дорожного движения, рассматривать вопрос о досрочном расторжении договоров в случае неоднократного нарушения требований законодательства, особое внимание уделять нарушениям, влиящим на безопасность жизни и здоровья пассажиров.

Е. Дитрих отметил, что безопасность перевозок на пассажирском автотранспорте – один из приоритетов в работе Ространснадзора, но основная задача по организации транспортного обслуживания населения и регионального контроля в сфере перевозок пассажиров возложена на главы субъектов РФ и муниципальных образований. В ходе проверок Ространснадзора выявляются многочисленные нарушения обязательных требований. Так, транспортным обслуживанием на местах зачастую занимаются лица, совмещающие эти вопросы с другими направлениями деятельности или недостаточно компетентные в вопросах транспорта. Отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов, формирования маршрутной сети, не определена маршрутная сеть и не проведены обследования пассажиропотоков и дорожных условий. Зачастую не организован контроль за перевозчиками на линии, не проводятся конкурсы на допуск перевозчиков на маршруты, а если и проводятся, то формально, не налажена работа автовокзалов и автостанций.

Е. Дитрих отметил, что органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления не всегда добросовестно выполняют возложенные на них функции, и призвал руководителей регионов внимательно рассматривать ходатайства территориальных управлений Ространснадзора по применению мер к руководителям предприятий, допускающих неоднократные нарушения. «Не только служба, со стороны, должна заниматься контролем за соблюдением всех необходимых условий, но и заказчики перевозок – региональные и муниципальные власти», – сказал руководитель Ространснадзора.

В ходе совещания были также озвучены результаты внеплановых проверок автотранспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, которые были проведены региональными подразделениями Госавтоинспекции. Данными проверками выявлен ряд различных нарушений, по фактам которых приняты необходимые меры реагирования.

Подробно участники совещания обсудили аспекты регионального законодательства в области пассажирских перевозок. В частности, собравшимся был представлен анализ регионального законодательства, который показал, что требования к обеспечению безопасности пассажирских перевозок учтены в нормативных актах только 36 субъектов Российской Федерации.

В ходе дискуссии были заслушаны выступления представителей региональных органов государственной власти в целях выработки и принятия необходимых мер для предотвращения и профилактики аварийности при перевозке пассажиров автобусами. Участники заявили о необходимости консолидации усилий надзорных органов в обеспечении безопасности пассажирских перевозок.

По материалам сайта Министерства транспорта России