Минтранс предлагает дать скидку школьникам на проезд в поездах

1806 poezdkaУчащиеся смогут круглый год ездить в поездах дальнего следования за полцены.

Школьники смогут круглогодично ездить на поездах дальнего следования со скидкой 50%. Сейчас скидка на билеты в плацкартные, общие и сидячие вагоны не действует с 1 июня по 31 августа. Как рассказали «Известиям» в Министерстве транспорта РФ, ведомство разрабатывает проект поправок, согласно которым за три летних месяца РЖД также получит из федерального бюджета субсидии, покрывающие расходы на провоз льготников. Эксперты полагают, что из бюджета дополнительно потребуется 1–2 млрд рублей, чтобы покрыть расходы перевозчика. А родители школьников обрадовались новости: теперь детей можно будет отправлять в другие города к родственникам, да и семейный отпуск станет дешевле. 

В Министерстве транспорта рассказали, что законопроект готовится «в целях введения круглогодичного льготного тарифа (50% от стоимости проездного документа) школьникам старше 10 лет в поездах дальнего следования (пассажирских и скорых) во внутригосударственном сообщении РФ». Проект должен быть доработан в течение двух недель. Сейчас скидка действует только в учебный период. Изменения в постановление правительства РФ «О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах…» ведомство готовит по поручению зампреда правительства Ольги Голодец.

Как сказано в действующем законодательстве, «субсидии предоставляются организациям, осуществляющим перевозку школьников старше 10 лет с 1 января по 31 мая текущего финансового года включительно и с 1 сентября по 31 декабря текущего финансового года включительно в поездах дальнего следования (пассажирских и скорых) в общих и плацкартных вагонах во внутригосударственном сообщении Российской Федерации со скидкой в размере 50% установленного государством тарифа».

В федеральном бюджете на 2015 год предусмотрены субсидии на возмещение расходов за провоз школьников в размере 1,1 млрд рублей. В 2016 и 2017 годах, согласно действующему закону, увеличение этой суммы не планируется.

Что касается детей младшего возраста, то ребенок до 5 лет, если он не занимает отдельного места, едет в поезде бесплатно. При этом пассажир имеет право везти только одного ребенка без оплаты. Билеты для детей от 5 до 10 лет с отдельным местом продаются со скидкой до 65%. Скидка действует круглый год.

В министерстве финансов не смогли оперативно предоставить комментарий.

Вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков отметил, что компания полностью поддерживает инициативу Минтранса.

— Рад, что в министерстве находятся люди, которые понимают, что поддерживать мобильность подрастающего поколения необходимо. Мы всегда выступали за то, чтобы поддерживать передвижение школьников и студентов. Более того, у нас есть целый ряд маркетинговых программ. Мы предлагаем молодым людям, которые даже не входят в программу субсидирования, отдельные льготы на приобретение билетов, — сказал он.

Так, например, в 2014 году студенты могли купить билеты на верхние полки купейных вагонов со скидкой 50%. Правда, в текущем году эти льготы не действуют.

По словам руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, для того чтобы скидку сделать круглогодичной, из бюджета потребуется дополнительно выделить 1–2 млрд рублей. 

— Нужно смотреть статистику, насколько дети больше ездят летом, чем во время учебного года. Кроме того, предоставление льгот может увеличить транспортную подвижность детей. Поэтому может потребоваться чуть больше средств, чем выделяется сейчас, — порядка 1–2 млрд рублей, — говорит он. — Для принятия законопроекта еще предстоит череда согласований с Минфином. Льготы в любом случае могут быть предусмотрены только в следующем году, когда будет совсем близко предвыборный цикл, поэтому, возможно, Минфин сможет изыскать на это деньги. Сейчас как раз идет формирование бюджета на 2016 год, поэтому инициатива своевременна. Законопроект будет иметь мощный социальный эффект: преследуется цель снизить нагрузку на семейный бюджет, поскольку основная масса детей выезжает именно летом.

Представитель общественного движения «Московские родители» Екатерина Афонченкова считает, что льготный проезд для школьников будет стимулировать развитие внутреннего туризма.

— Было бы здорово! — обрадовалась Афонченкова. — Платить полную стоимость за проезд сейчас очень дорого. Среднестатистической семье с двумя детьми приходится оплачивать четыре взрослых билета. Сейчас проще купить турпакет в Египет, а по России многие не ездят, потому что дорогие билеты. Некоторые из-за высокой стоимости проезда не отправляют своих детей к родственникам в другие города, в детские лагеря на море и пр. А скидка была бы подспорьем. 

Вопрос о том, нужно ли отнять у школьников льготы или, наоборот, их расширить, встает практически ежегодно. В 2012 году Минфин предлагал отказаться от компенсации за льготы, которые предоставляет РЖД учащимся. Такое решение тогда было заложено в проект основных направлений бюджетной политики на 2013–2015 годы, который разработало финансовое ведомство. В 2013 году Минтранс разработал проект постановления, согласно которому скидка для школьников в возрасте от 10 лет на проезд в поездах дальнего следования должна была сократиться с 50 до 40%, однако тогда действующее постановление не было изменено. 

Анна Змановская

Источник:  ИЗВЕСТИЯ