Рабочий график для водителя

3103 grafikVoditeleyНа состоявшемся сегодня под председательством Татьяны Водопьяновой заседании президиума Федерации профсоюзов РТ был заслушан вопрос «О соблюдении режимов труда и отдыха водителей на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Татарстан».

В настоящее время автомобильный транспорт РТ представлен 80 перевозчиками различных форм собственности, в том числе 25 крупными автотранспортными предприятиями республики. Согласно данным, приведенным начальником отдела – главным техническим инспектором труда Ириной Андиной, более 100 транспортных организаций РТ с водительским составом более 55 тысяч человек имеют профсоюзные структуры. Там, где они есть, динамично развивается система договорного регулирования социально-трудовых отношений, где ключевой задачей всех договоров и соглашений является стремление к обеспечению безопасного труда, как важнейшей составляющей жизни работников.

 

Эту составляющую вопроса выступающая осветила наиболее предметно. Ирина Васильевна отметила, что в последние годы в организациях автомобильного транспорта заметно активизировалась работа по проведению специальной оценки (аттестации рабочих мест) по условиям труда, с целью выявления вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса, а также оценки уровня воздействия на работников. По данным Татарстанстата, по состоянию на 01.01.2015 года численность работников транспорта, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также связанных с напряженностью трудового процесса, составила более 33 тысяч человек. В 2014 году 2812 рабочих мест прошли специальную оценку условий труда.

Важным индикатором отношения администрации и профсоюзных комитетов к охране труда, по мнению главного технического инспектора, являются затраты на мероприятия по охране труда. Значительные средства на эти цели направляют корпоративные компании. Так, затраты в 2014 году в расчете на одного работающего составили: в ОАО «Казаньоргсинтез» – 58тыс.руб; ООО «Челны-Бройлер» – 46,7 тыс. руб.; ООО «ЕлховТрансСервис» – более 22 тыс. руб.; ОАО «Казанский вертолетный завод» – 14, 7 тыс. руб.

Было отмечено, что администрации и профсоюзные комитеты уделяют большое внимание повышению культуры производства, созданию здоровых и комфортных условий труда, содействуют этому и более 4000 уполномоченных по охране труда, избранных в организациях транспорта. В организациях транспорта значительно улучшилось качество выдаваемой работникам сертифицированной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, на которые осуществляется входной контроль.

В последнее время многие транспортные средства крупных предприятий оснащаются системой ГЛОНАСС, которая позволяет проводить ежедневный мониторинг движения транспорта в режиме реального времени – контролировать режим труда и отдыха водителей. К примеру, контроль за работой водителей – соблюдением маршрута движения и скоростного режима -

позволило в ООО «ЕлховТранспортСервис» экономить до 10% топлива в месяц. Самое главное, как подчеркнула Андина, проводимая работа дает положительный результат: динамика производственного травматизма в организациях транспортного комплекса имеет тенденцию к снижению. Так, в 2014 году произошло 20 нечастных случаев, что на 57% меньше, чем в 2013 году, в два раза по сравнению с предыдущим годом уменьшилось и число погибших на производстве - с 16 до 8 человек.

Среди проблем, на которых акцентировала внимание аудитории Ирина Андина, были дефицит водителей, кадровая проблема и отсутствие единых жестких стандартов к рабочему месту водителя. Она также обратила внимание на стремление многих работодателей уплотнить рабочий день водителей в интересах «повышения эффективности», что на деле означает увеличение продолжительности рабочего дня, сокращение времени отдыха между рейсами, сокращение числа перерывов… Нередки случаи, когда водители проводят за рулем по 10-15 часов, а водители «скорой» и все 23 часа. Это не может не вызывать беспокойства, поскольку повышает риск совершения ДТП, снижает безопасность на дорогах, увеличивает психологические нагрузки на водителя. При этом серьезное беспокойство со стороны проверяющих вызвал тот факт, что большинство водителей даже не знают о новых нормах и правилах, прописывающих режим работы и отдыха (Приказ Минтранса РФ от 24.12.13 г. №484, вступивший в силу с 5 июля 2014 г.). К тому же, некоторые из них убеждены, что соблюдение или несоблюдение режима – их личное дело. – Эту позицию надо переломить, – высказала свое мнение выступающая, а еще напомнила, что с 1 апреля 2014 года установлена ответственность перевозчиков за отсутствие тахографа. По ее словам, тахограф – это третейский судья, помогающий водителю сохранить баланс работы и отдыха, а инспектору проконтролировать его.

В прениях по докладу приняли участие и рассказали о том, как обстоят дела у них на предприятиях в рамках рассматриваемого вопроса Анатолий Маркелов, директор ООО УАТ «Нижнекамскнефтехим»; Марат Махмутов, председатель профкома ООО УК «Татспецтранспорт» ОАО «Татнефть»; Марат Саттаров, заместитель генерального директора ОАО «Алексеевскдорстрой».

На заседании президиума ФП РТ также были обсуждены итоги исполнения профбюджета ФПРТ и сметы Совета ФПРТ, профсоюзного членства и организационной структуры ФП РТ за 2014 год, утверждено Положение о нагрудном знаке ОО «Федерации профсоюзов Республики Татарстан» «Ветеран профсоюзного движения Республики Татарстан» и другие вопросы.

Нина Гатауллина,
фото Артема Барабанова

По материалам сайта ФПРТ