Отдых водителей – залог работы без аварий!

260220 VoditelyПо данным на 1 декабря 2019 года в Татарстане зарегистрированы 1,65 млн транспортных средств. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года их число увеличилось на 107 тыс. 575 единиц, или на 6,5%.

За 11 месяцев 2019 года произошло 4 тыс. 107 дорожно-транспортных происшествий. В результате ДТП 321 человек погиб и 5 тыс. 116 человек получили различные травмы.

Наибольшее количество аварий зафиксировали в Казани – 1 тыс. 739. Число погибших в авариях увеличилось на 9,1% (до 48 человек). Травмы и увечья зарегистрированы у 2 тыс. 28 человек.

 По итогам 11 месяцев 2019 года 520 ДТП произошло с участием детей до 16 лет (за тот же период 2018 года – 566 ДТП). В результате 15 детей погибли и 548 детей травмированы.

По статистике в числе основных причин травматизма и аварий на дорогах - это нарушение скоростного режима, использование водителями гаджетов во время вождения транспортных средств. Причинами аварий нередко являются переутомляемость, не соблюдение режимов труда и отдыха, сверхурочная работа водителей.

Анализ, проведенный Технической инспекцией труда ФПРТ по итогам 2019 года среди предприятий, находящихся на профобслуживании республиканских комитетов профсоюзов, показал, что транспортные происшествия среди всех видов происшествий занимают 2 место после падения работников.

В настоящее время рабочее время водителей регулируется Положением об особенностях режима труда и отдыха водителей, утвержденным Минтрансом России от 20.08.2004 №15. Постановлениями Минтранса России от 03.05.2018 №170 и от 07.08.2019 № 262 в него внесены изменения.

Действие Положения теперь распространяется и на автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время требование данного нормативного документа в обязательном порядке необходимо учитывать при составлении графиков работы водительского состава.

Теперь продолжительность рабочей смены дальнобойщика может составлять до 12 часов на дальних рейсах. При этом, работнику необходимо предоставить возможность полноценного отдыха, причем не в кабине водителя, как это часто встречается на практике, а в жилом помещении. А это значит, что об этом заранее должен позаботиться работодатель. Его задача - создать условия, когда водитель по окончании рабочего дня смог набраться сил для дальнейшего управления транспортным средством.

Также до 12 часов могут работать водители городских и пригородных маршрутов общественного транспорта. При этом если продолжительность рейса составляет более 12 часов, то нужно выдать путевой лист на 2-х работников. В этом случае они работают в смену. Пока один управляет машиной, другой – отдыхает и наоборот.

Приказом от 03.05.2018 № 170 Минтрас России запретил превышение времени управления транспортным средством более 56 часов в неделю (ранее можно было работать не более 90 часов 2 недели подряд. Под понятием «неделя» подразумевался период времени с 00 часов понедельника и до 24.00 часов воскресенья).

Необходимо помнить, что общие указания по учету рабочего времени оговорены в статье 91 ТК РФ. В 329 статье ТК РФ указано, что особенности организации труда лиц, управляющих транспортным средством, должны быть установлены Минтрансом РФ с учетом мнения профсоюзов и ассоциации работодателей. Устанавливаемые особенности не могут ухудшать положения работников.

Таким образом, водитель, находящийся 4,5 часа за рулем должен отдыхать не менее 45 минут. Это время можно заменить тремя пятнадцати минутными паузами, которые можно распределить на весь рабочий день.

Запрещается во время перерыва заниматься любой другой работой: ремонтом транспортного средства, подкачкой шин, заполнением путевого листа. Водитель должен отдыхать. Также он может ехать в качестве пассажира, пока машиной управляет его сменщик. Такой перерыв оплачивает работодатель.

Работодатель обязан составлять ежемесячно графики работы водителей и знакомить с ними работников. В графиках указывают начало и окончание смены, время перерывов, еженедельные выходные дни. При этом продолжительность междусменного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены.

Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей, один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

При привлечении водителя, осуществляющего перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с производственной необходимостью к выполнению работ в период перерыва между частями рабочего дня с учетом максимальной продолжительности, данная работа (осуществляемая за пределами рабочего времени) является сверхурочной.

Нарушения требований, изложенных в вышеуказанных приказах, влекут за собой привлечение к административной ответственности. Если же последствия аварии будут более тяжкими (смертельные травмы и тяжелые повреждения здоровья работников и пассажиров), то возможна и уголовная ответственность. При этом в первую очередь будет привлечен к ответственности руководитель предприятия.

Проверить соблюдает ли водитель режим труда и отдыха, можно с помощью специальных приборов, которые регистрируют время управления автомобилем, например тахограф, трекеры ГЛОНАСС/GPS.

Транспортные средства, которые указаны в Приложении № 2 к приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36 в обязательном порядке должны быть оснащены тахографами. Прибор устанавливают на пассажирском автомобиле, в котором, помимо места водителя, более восьми посадочных мест; на грузовых автомобилях с максимальной допустимой массой свыше 3,5 т, предназначенных для перевозки грузов и т. д.

Обязанность работодателя вести учет рабочего времени на линии: ежедневный или суммированный.
Если работник трудится в режиме сорокачасовой рабочей недели, например, с 9 до 18 пять дней в неделю, то применяется ежедневный учет.

Если же продолжительность смены нельзя ограничить 8 часами в день, то применяется суммированный учет. Но при этом запрещается превышать норму часов в месяц (основание - производственный календарь).
Продление смены необходимо согласовать с представительным органом работников.

В рабочее время, помимо периодов непосредственного управления транспортным средством, включают перерывы на отдых и обед в пути и на конечных пунктах, подготовку к выезду и завершающие работы после приезда, предрейсовый и послерейсовый медосмотр, погрузку и разгрузку, либо посадку и высадку пассажиров, устранение неисправностей автомобиля.

С 1 ноября организацию, которая обязана установить тахограф, но не оснастила транспортное средство приборами и выпустила его на линию, могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11.23 ТК). Также, штраф может накладывается за неработающий тахограф, если будет доказано, что он сломался после того, как автомобиль вышел на линию, или водитель не соблюдает правила его использования.

Техническая инспекция труда Федерации профсоюзов РТ