Министр транспорта РФ Максим Соколов «Об опережающем развитии транспортной инфраструктуры» на заседании Государственной Думы 10 декабря 2014 г.

 

Уважаемые депутаты!

commersant 10122014Не так много времени прошло с нашей последней встречи в июле этого года, когда я информировал вас о ситуации в отрасли, приоритетных проектах и направлениях нашей работы и достигнутых за полугодие показателях.

Сегодня, на пороге нового, 2015 года позвольте кратко подвести предварительные итоги работы транспортного комплекса страны в уходящем году и остановиться на наиболее заметных достижениях, важных решениях и острых проблемах.

В июне этого года Правительством Российской Федерации была утверждена новая редакция Транспортной стратегии страны на период до 2030 года. Магистральным направлением развития транспортной системы определено сбалансированное ускоренное развитие инфраструктуры. В стратегических документах отрасли отмечено, что при сохранении основных функций транспортного комплекса масштабы и направления его развития должны носить опережающий характер. Только при таком подходе транспорт станет одним из основных источников роста экономики России и ее регионов. Только такой вектор развития отрасли позволит нам обеспечить население доступными и качественными услугами, создать необходимые резервы пропускной способности, повысить конкурентоспособность отечественного транспорта.

В этом году на развитие транспортного комплекса были направлены почти 1 трлн. 400 млрд рублей инвестиций, что составляет более 10% от общего объема всех инвестиций в стране и почти 2% ВВП России. Около трети от всех инвестиций приходится на федеральный бюджет. Объем экспорта транспортных услуг по итогам года составит порядка 19 млрд долл. США, что превышает прошлогодние показатели. Хочу особо обратить ваше внимание, что доходы от экспорта транспортных услуг только в прошлом году составили почти четверть от экспорта природного газа и почти на треть превысили совокупный доход от экспорта угля и леса вместе взятых.

Несмотря на трудности в экономике на 3% вырос грузооборот всего транспортного комплекса, а объем перевалки грузов только в морских портах – на 5%. Пассажирооборот транспорта общего пользования увеличился почти на 4%, а тот же показатель на воздушном транспорте превысил 8%. При этом общий объем авиаперевозок пассажиров вырос почти на 12%, а на внутренних линиях рост по итогам года составит более 19%. Эти показатели в разы больше, чем в других отраслях, и они говорят сами за себя. Замечу, что рост произошел не только на курортных направлениях, где он в определенной степени обусловлен эффектом «импортозамещения», то есть корректировкой предпочтений россиян по выбору отечественных курортов вместо зарубежных, что правильно, но и в региональных аэропортах, на основе которых стала выстраиваться региональная маршрутная сеть. Резко – до 40 процентов – вырос пассажиропоток в аэропортах Краснодара, Сочи, Минеральных Вод, Анапы, Нижнего Новгорода, Перми, Челябинска.

Такой рост стал возможен благодаря принятым мерам по развитию маршрутной сети, обеспечению ценовой доступности услуг для населения, в том числе за счет их субсидирования на авиалиниях между центральной частью страны, дальневосточными регионами, Калининградской областью и Крымом. Очевидно, что авиаперевозки становятся доступны все большему числу наших граждан, возрастает мобильность населения, последовательно решается проблема транспортной доступности как целых регионов, так и отдельных городов нашей страны. И свою лепту в решение этой задачи внес проект низкобюджетного перевозчика «Победа», который также был запущен в конце этого года.

Летом в этом зале мы с вами уже говорили о том, что, пожалуй, самым серьезным вызовом и одной из важнейших стратегических задач этого года стало обеспечение бесперебойного транспортного сообщения с Крымским федеральным округом. Сегодня можно с уверенностью сказать, что наша целенаправленная работа по организации устойчивой транспортной связи с Крымским полуостровом и начало коренной модернизации его транспортной системы принесли свои плоды, дали мощный импульс социально-экономическому развитию Крыма, в том числе в качестве одного из крупнейших туристических центров страны.

В этом сезоне на Керченской переправе работало 8 пассажирских и 4 грузовых парома, а в пиковый период мы подключили скоростные катамараны и железнодорожные паромы. В целом было перевезено более 2,7 млн пассажиров.

Российскими авиакомпаниями перевезено 2,6 млн человек, что более чем в 4 раза превышает показатели прошлого года. Для сравнения скажу, что примерно такой же пассажиропоток мы наблюдали в этом году в аэропорту Сочи, включая период проведения Олимпийских Игр. В летний период регулярные полеты выполняли более 20-ти авиакомпаний из 33-х российских городов. В пиковые дни аэропорт г. Симферополя принимал до 150 рейсов в сутки. Между тем в предыдущие периоды регулярные полеты выполняли всего 11 авиакомпаний из 8 российских городов.

Оперативно было открыто прямое железнодорожное сообщение, в том числе услугами единого билета воспользовались более 360 тысяч человек.

В рамках восстановления и модернизации дорожного хозяйства Крымского федерального округа за счет средств федерального бюджета в этом году крымскими властями намечено реконструировать и отремонтировать более 220 км автомобильных дорог.

Уважаемые депутаты! Не могу не отметить, что бесперебойное транспортное сообщение с Крымом было обеспечено благодаря слаженной, скоординированной работе всех видов транспорта. Авиаторы, моряки, железнодорожники, дорожники и автомобилисты – одним словом все транспортники дружно взялись за решение этой, скажу прямо, очень непростой задачи. И сегодня я бы хотел с высокой трибуны поблагодарить всех своих коллег за их труд, самоотдачу, ответственность!

Дать мощный импульс социально-экономическому развитию региона, значительно повысить его инвестиционную привлекательность должен ключевой элемент инфраструктуры, один из крупнейших и уникальных транспортных объектов – переход через Керченский пролив. Переход будет состоять из 19-тикилометрового моста с насыпной дамбой и более чем 50-тикилометровыми подходами по обеим сторонам пролива. В августе начались подготовительные работы, а строительство планируется завершить на рубеже 2018-2019 годов.

Теперь более подробно о воздушном транспорте. Уверенному росту пассажирских авиаперевозок способствует планомерная работа по строительству и реконструкции аэродромной и аэропортовой инфраструктуры. В текущем году введен в эксплуатацию новый аэропорт на острове Итуруп на Курилах и реконструирован аэропортовый комплекс в Палане на Камчатке. Заканчивается реконструкция аэропорта «Елизово» Петропавловске-Камчатском, а в аэропорту Самары мы завершаем строительство современного пассажирского терминала. Проведена реконструкция ВПП в аэропортах Липецка и Николаевск-на-Амуре, заканчивается реконструкция ВПП в аэропортах Махачкалы и Краснодара. В ближайшее время в эксплуатацию будет введен арктический аэропорт Сабетта на Ямале, заработает аэропорт в Калуге.

В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу начаты с нуля строительство нового современного аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону и коренная реконструкция аэровокзальных комплексов в Нижнем Новгороде, Калининграде, Саратове и Саранске. Продолжается развитие Московского авиационного узла, в том числе начато строительство новой взлетно-посадочной полосы в Домодедово.

2014 год отмечен еще одним ярким событием – 40-летним юбилеем начала строительства БАМа. Символично, что эта историческая дата ознаменована стартом масштабной модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, направленной на увеличение их пропускной мощности более чем на 60 млн тонн в год. Реализация мероприятий, утвержденных Правительством в паспорте проекта, создаст условия для развития новых добывающих и перерабатывающих производств, в первую очередь Восточной Сибири и Дальнего Востока, расширит доступ российских товаров на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона через наши дальневосточные порты. Это первый проект, на который по поручению Президента страны уже в этом году начнут выделяться средства из Фонда национального благосостояния.

В его рамках уже в текущем году за счет средств ОАО «РЖД» завершена реконструкция Кипарисовского тоннеля в Приморье, что значительно увеличило объем перевозок по Транссибу, в том числе в Японию, Китай и другие страны. Приятно, что уже этим летом участие в модернизации БАМа приняли студенческие отряды наших транспортных университетов. Открыто грузовое рабочее движение на всем участке от Тынды до столицы Якутии. В целом мы запланировали ввод 100 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий.

Возобновились перевозки грузов через железнодорожный пограничный переход Хасан – Туманган на российско-северокорейской границе. С нашими китайскими коллегами мы начали строительство трансграничного железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области.

Мы продолжаем работу над одним из крупнейших инновационных проектов, дающих значимый мультипликативный эффект – строительством высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань. К этой теме проявили интерес китайские и европейские партнеры, с китайскими коллегами в октябре уже подписан соответствующий меморандум. Подобные проекты имеют высокую стратегическую значимость для всей страны и являются катализатором развития смежных отраслей промышленности. Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей позволит существенно улучшить качество мобильности и уровень жизни наших граждан, проживающих в зонах тяготения таких проектов.

За год производственные мощности российских морских портов увеличились на 20 млн тонн. Началась реализация проекта по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка в Приморье. Дан старт работам по комплексному развитию Мурманского транспортного узла – важнейшего звена международных транспортных коридоров между Азией, Европой и Американским континентом. На Ямале продолжается масштабное строительство порта Сабетта, который даст новый импульс для масштабного освоения богатств арктического региона, в том числе с использованием Северного морского пути, акцент на развитие которого был сделан Президентом страны в своем недавнем Послании.

Уважаемые депутаты! Недавно, после продолжительных дискуссий Правительством был решен вопрос о переходе на новые нормативы финансирования содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Это позволит уже в ближайшее время качественно улучшить их состояние, ликвидировать узкие места, повысить безопасность судоходства на реках.

Уважаемые депутаты! Теперь несколько слов о наших планах на 2015 год.

На водном транспорте – это дальнейшее увеличение мощности морских портов, продолжение строительства объектов инфраструктуры, в том числе в портах Ванино, Оля и Сабетта, завершение первого этапа комплексной реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна, проектирование Нижегородского низконапорного гидроузла. Начнет работу многофункциональный морской перегрузочный комплекс Бронка в Финском заливе, а также Свияжский мультимодальный логистический центр на Волге в республике Татарстан.

В области развития железных дорог продолжится масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. И, конечно, вместе с ОАО «РЖД» и правительством Москвы мы планируем завершить строительство Малого кольца Московской железной дороги – крупнейшего проекта в рамках развития Московского транспортного узла.

На воздушном транспорте продолжится работа по развитию регионального авиасообщения и аэропортовой сети страны. Будут реконструироваться аэропорты Волгограда, Уфы, Калининграда, Саратова и ряда других городов, в том числе для обеспечения проведения Чемпионат мира по футболу и Зимней универсиады в Красноярске.

В рамках развития Московского транспортного узла в аэропорту Домодедово будет выполнен основной объем работ по реконструкции второй летной зоны, включая реконструкцию второй ВПП, продолжается строительство 3-й ВВП в Шереметьево.

В этом году стихия в очередной раз испытала нас на прочность. В Сибири произошло крупнейшее за последние годы наводнение. Тысячи людей пострадали от стихийного бедствия, многие остались без крова. Ушли под воду, были размыты и разрушены сотни километров автомобильных дорог и десятки мостов. И транспортники не подвели! На всех дорогах было восстановлено движение, и в короткие сроки транспортная инфраструктура региона заработала в штатном режиме.

Уважаемые депутаты! В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин еще раз обозначил стратегическую цель по удвоению объемов строительства дорог. Сегодня по вашей просьбе я более подробно остановлюсь на вопросах дорожного строительства. В последние годы этой теме уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях власти. Сформирована нормативно-правовая база для привлечения внебюджетных инвестиций, создана финансовая основа развития и содержания автомобильных дорог в виде целевых бюджетных дорожных фондов.

Только в этом году в рамках государственно-частного партнерства мы провели шесть конкурсов по реализации крупных проектов в области строительства и эксплуатации дорожной инфраструктуры, в первую очередь, в соответствии с поручением Президента, по всем участкам ЦКАД. Наглядное подтверждение эффективности такого партнерства мы с вами уже увидели – недавно принят в эксплуатацию первый участок новой автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург на обходе Вышнего Волочка, где раньше, как говорят, был главный светофор страны, создающий тридцатикилометровые пробки. А через две недели автомобилисты смогут проехать, вернее промчаться, с разрешенной скоростью до 130 км в час по головному, долгожданному участку этой же дороги от МКАД в сторону аэропорта Шереметьево и далее до Солнечногорска. Я думаю, это станет лучшим подарком дорожников всем пассажирам, которые в преддверии новогодних праздников планируют вылетать из Москвы.

В этом году были завершены и другие масштабные проекты в дорожной сфере, которыми по праву можно гордиться. В первую очередь я имею в виду Бугринский мост – новый мостовой переход через реку Обь в Новосибирске. Это крупнейшее мостовое арочное сооружение в мире с сетчатой системой вант. В Ростове-на-Дону после реконструкции открыт Аксайский мост, наконец завершен мостовой переход «Кировский» в Самаре, а также мост через реку Вах между Томской областью и Ханты-Мансийским автономным округом.

На Транскавказской магистрали открыто рабочее движение по Рокскому тоннелю, который обеспечил связь между Северной и Южной Осетией. Введены в эксплуатацию современные участки дорог на трассах «Лена» и «Колыма» в Якутии, а также долгожданный головной реконструированный участок на Новой Риге в Московской области. Открыта новая дорожная развязка на подъезде к морскому торговому порту «Усть-Луга». Реализованы крупные дорожные проекты в Приморском крае, в Калининградской области и многих других регионах нашей страны. Завершен ремонт трассы М-7 «Волга» на участке между Москвой и Владимиром, что позволило коренным образом изменить ситуацию с безопасностью дорожного движения.

В 2015 году мы планируем завершить реконструкцию больших участков трассы «Сортавала», ввести в эксплуатацию обходы Пятигорска, Нижнего Новгорода, подходы к Мурманску, завершить строительство мостов через Енисей в Красноярске и Волгу в Саратовской области.

Впервые за многие годы финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения производится в полном объеме – 100% от нормативов. Это позволит к концу 2018 года привести их в нормативное состояние. Будет продолжено развитие сети скоростных дорог.

Для достижения показателя по удвоению объемов строительства в ближайшее десятилетие нам необходимо ввести в эксплуатацию не менее 7600 км федеральных трасс.

Несмотря на оптимизацию бюджетных расходов мы подтверждаем реализуемость этой амбициозной задачи. Сформированный четкий план действий позволяет в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» выполнить указание Президента страны.

Сегодня самым проблемным местом отрасли является состояние региональных и местных дорог, которое самым непосредственным образом влияет на качество жизни людей, на развитие добывающих и перерабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли и сферы услуг.

За десятилетие, до 2012 года таких дорог было построено около 21 тыс. км. До 2022 года субъектами Российской Федерации прогнозируется ввод порядка 30,5 тысяч км. Таким образом, для обеспечения удвоения объемов строительства необходимо дополнительно построить 11,5 тысяч км дорог.

Результаты проведенного мониторинга показывают, что в 2013 году было введено в эксплуатацию 2300 км региональных и местных автодорог. В период до 2016 года субъектами планируется ввести еще около 10 000 км, что составляет только четверть от необходимого объема.

Удвоение объемов строительства пока уверенно прогнозируется только в 42-х субъектах страны. Таких темпов явно недостаточно! Для обеспечения выполнения поручения Президента регионам необходимо в 2017-2018 годах выйти на средний уровень ввода порядка 4 тыс. км дорог в год. Для эффективного решения накопившихся проблем, приведения местных дорог в нормативное состояние, обеспечения их содержания и необходимого развития в этом году во всех субъектах заработали муниципальные дорожные фонды. Ускорение строительства и реконструкции дорог напрямую зависит от полноты и своевременного их финансирования.

Пользуясь случаем, позвольте поблагодарить Государственную Думу и, в первую очередь, коллег из профильного Комитета по транспорту за поддержку в решении вопроса об увеличении ставок акцизов и зачислении всего их объема в региональные дорожные фонды при рассмотрении закона о федеральном бюджете на 2015 год.

Это обеспечит в следующем году дополнительное наполнение региональных фондов почти на 70 млрд рублей. Весомую поддержку регионам окажет выполнение поручения Президента о реструктуризации ранее предоставленных субъектам кредитов на реализацию дорожных проектов на общую сумму до 80 млрд рублей. Такое решение предусмотрено в принятом бюджете.

По итогам состоявшегося недавно заседания Президиума Госсовета Президент также поручил Минтрансу России представить предложения о дополнительных источниках наполнения дорожных фондов. Одним из таких источников могут стать средства субъектового налога на имущество организаций, а также средства от уплаты земельного налога за участки под автомобильными дорогами.

Еще одним источником финансирования дорожного хозяйства станет система взимания платы на федеральных автодорогах в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными грузовиками. Оператор системы определен. Концессионное соглашение о создании системы, предусматривающее исключительно внебюджетное финансирование, подписано в сентябре этого года на 13 лет. Начало работы системы запланировано на ноябрь следующего года. При этом концессионер не только полностью обеспечит создание системы на основе отечественных технологий, но и будет осуществлять автоматизированный сбор платы, обработку, хранение и передачу данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме реального времени. Система будет действовать на всех федеральных автомобильных дорогах. В результате реализации проекта прогнозируются дополнительные сборы на нужды отрасли в объеме до 50 млрд руб. в год.

Вопросы контроля за эксплуатацией и обеспечением сохранности дорог являются для нас не менее важными, чем вопросы развития. Уже сегодня звучат опасения, что введение платы с 12-титонников приведет к уходу потоков с федеральных на региональные трассы, что самым негативным образом скажется на их состоянии. Учитывая это, мы поддерживаем предложения о наделении владельцев автомобильных дорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, а органы исполнительной власти субъектов – полномочиями по принятию административных мер в отношении нарушителей.

Еще один безусловный приоритет нашей деятельности – безопасность на транспорте. Под эгидой Минтранса России впервые в мире, значительно опередив создание аналогов в странах Европы и Америки, а также в Китае, создана национальная система экстренного реагирования при авариях на автомобильных дорогах – «ЭРА ГЛОНАСС», позволяющая спасать до 4 тысяч человеческих жизней в год.

Остановлюсь еще на одном вопросе, имеющем большой общественный резонанс. Я имею в виду оптимизацию расходов на ремонтно-строительные работы во всех сферах транспортного строительства. Сразу скажу, что это направление работы на сегодняшний день является для нас обязательным условием развития. Имеющие место случаи необоснованного завышения цен на выкуп земельных участков, материалов и конструкций значительно понижают экономическую эффективность и увеличивают сроки реализации проектов, что снижает инвестиционную привлекательность всей дорожной отрасли.

Хочу проинформировать уважаемых депутатов, что с 2015 года будет осуществляться постоянный мониторинг стоимости строительства, реконструкции, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог с последующей открытой публикацией соответствующих докладов. Мы также поддерживаем предложения о введении упрощенного порядка предоставления права добычи общераспространенных полезных ископаемых при ведении дорожных работ. Кроме того, снизить издержки нам поможет применение в дорожном строительстве инновационных и импортозамещающих материалов, решений и технологий. Импортозамещение стало одной из важнейших тем, прозвучавших в ежегодном послании Президента к Федеральному Собранию. И мы уже приступили к формированию дорожной карты импортозамещения в транспортной отрасли.

Уважаемые депутаты! В заключение хочу заверить вас, что несмотря на серьезные экономические и политические вызовы транспортная отрасль уверенно смотрит в будущее и готова решать все поставленные перед ней задачи. Эта уверенность опирается на поддержку многомиллионного коллектива работников транспорта, законодательной и исполнительной ветвей власти всех уровней, а также на стратегические и программные документы отрасли, подкрепленные необходимым ресурсным обеспечением. Сегодня все это у нас есть!

Уверен, наша совместная работа позволит вывести отрасль на новый качественный уровень, обеспечить экономику и население высококлассными транспортными услугами, создать инфраструктуру для развития новых точек экономического роста в стране.

Хочу поблагодарить все без исключения фракции и комитеты Государственной Думы за поддержку работы министерства.

Благодарю вас за внимание!

По материалам сайта Министерства транспорта Российской Федерации