Пенсионная полемика

0807 Gossovet06 июля в Государственном Совете под председательством вице-спикера Государственного совета РТ Юрия Камалтынова состоялось расширенное заседание Комитета Госсовета по социальной политике, посвященное обсуждению проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий. Тема наиострейшая. Речь идет о повышении пенсионного возраста. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ находится предложение правительства России о поэтапном повышении возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Планируется, что законопроект рассмотрят в первом чтении в июле этого года. Сейчас в регионах России идет активная работа по общественному обсуждению правительственной инициативы.

В работе заседания приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, депутаты Государственного Совета РТ, члены правительства РТ, Общественной палаты РТ, руководство отделения Пенсионного фонда России по РТ, прокуратуры РТ, специалисты Аппарата президента РТ, Уполномоченный по правам человека РТ, представители профсоюзов, общественных и молодежных организаций Татарстана.

Необходимость проведения заседания в период парламентских каникул председатель Комитета по социальной политике Светлана Захарова объяснила широким резонансом, которое правительственное предложение вызвало в обществе.

Выступления участников заседания были острыми и полемичными. Управляющий Отделением Пенсионного Фонда РФ по РТ Эдуард Вафин отметил, что законопроект предполагает планомерное повышение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости. Он пояснил, что предложенный законопроект ни в коей мере не касается нынешних пенсионеров и сохраняет все действующие льготы. Кроме того, не исключено, что список льготников будет расширен, в настоящее время над этим работает Минтруд России. Также планируется увеличение размера пенсий.

Переходный период для мужчин составляет 9 лет. Что касается социальной пенсии, то мужчины, которые не работали в своей жизни ни одного дня, смогут получить ее в возрасте 70 лет, женщины – в 68 лет.

Депутат Госсовета РТ Рифат Ганибаев поинтересовался, как на нововведение отреагирует рынок труда, и не вызовет ли реформа безработицу среди молодежи. Эдуард Вафин на это ответил, что прямой конкуренции среди молодых специалистов и работников пожилого возраста нет, поскольку они ориентированы на разные сферы деятельности.

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты республики Клара Тазетдинова отметила, что сегодня более 75% выпускников учебных заведений трудоустраиваются в первый год после окончания учебы. Кроме того, есть программы стажировки для молодых. Хотя представитель профильного министерства не исключила, что, возможно, придется вернуться к системе распределения.

Заместитель председателя Государственного Совета Татьяна Ларионова обратила внимание коллег на то, что женщины пенсионного возраста сегодня несут важную социальную функцию, помогая своим детям в уходе за внуками. «Не станет бабушек – еще острее встанет вопрос с ясельными группами в детских садах», – подчеркнула она. Кроме того, по словам Татьяны Ларионовой, возрастет потребность в больничных листах, поскольку людям в возрасте «свойственно болеть чаще и дольше».

Уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская считает, что увеличение пенсионного возраста для женщин на 8 лет против пяти у мужчин – признак гендерной дискриминации. Она также согласилась с Татьяной Ларионовой по поводу возможного увеличения больничных листов и необходимостью улучшать медицинское обслуживание. «Умирать будут чаще, – констатировала омбудсмен, – ведь одно дело болеть на пенсии, а совсем другое – еще работать при этом».
В целом, как отметили парламентарии, у любого вопроса, как и у медали, есть две стороны, но поскольку принятие решения неизбежно, нужно попытаться нивелировать возможные социальные последствия. Принятие такого законопроекта возможно только при разработке дорожной карты по решению возникающих проблем, считают депутаты Государственного Совета.

Решительно против нововведений выступили депутаты фракции КПРФ Хафиз Миргалимов и Артем Прокофьев, а также Руслан Юсупов, представляющий партию ЛДПР. Основные их доводы – граждане просто не доживут до пенсии, поскольку смертность среди трудоспособного населения, к сожалению, не уменьшилась. Вместо повышения пенсионного возраста они предлагают вывести из тени «серые зарплаты» и пересмотреть существующую налоговую систему.

Исполняющая обязанности председателя Федерации профсоюзов РТ Татьяна Васильева особо отметила, что нельзя повышать пенсионный возраст, пока не будут решены ряд вопросов социально-трудовой сферы. 

«Во многих странах мира при завершении трудовой деятельности люди получают достойные пенсии, потому что, в отличие от российских работников, получали за тот же труд более высокую зарплату. Поэтому европейский работник на свою пенсию может безбедно жить, а у нас в России – лишь выживать», – отметила она и привела конкретные примеры: средняя пенсия в РФ составляет 13351 руб. или 189 евро, в Дании средний размер пенсии составляет 2272 евро, Финляндии –1542 евро, Германии – 1270 евро, Франция – 1200 евро, Чехия – 812 евро, Испания – 730 евро. 

«По уровню средней заработной платы Россия, согласно данным рейтинга Международной организации труда за 2017 год, из 157 стран мира занимает 69 место, – сказала Васильева. – Что касается нашей республики, то согласно результатам исследования «РИА Рейтинг», проведенного в декабре 2017 года, Татарстан не попал в список регионов с самыми высокими зарплатами и занимает среди субъектов Российской Федерации 32-ое место. А по данным рейтинга Legatum Institute, по итогам 2017 г. по уровню жизни Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира».

Татьяна Васильева привела ряд весомых аргументов в пользу консолидированной позиции профсоюзов. Во-первых, состояние здоровья населения и продолжительность жизни в России гораздо ниже, чем во многих развитых странах, ниже и средний возраст дожития после выхода на пенсию. По официальным данным Росстата в 62 субъектах Российской Федерации средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин меньше 65 лет, а в трех субъектах – меньше 60 лет. 

Более того, по данным Конфедерации труда России, «при сохранении демографических тенденций в России до 65 лет не доживет каждый второй мужчина и каждая пятая женщина. Реализация предложения о повышении пенсионного возраста будет означать, что значительная часть российских граждан не доживет до пенсии».

Во-вторых, как правило, чем старше работник, тем он чаще болеет и выплаты по больничным листам оказываются сравнимы с размерами затрат на пенсию. Согласно данным статистики РТ, сегодня 72% пенсионеров не могут работать в силу наличия серьезных заболеваний, а у 10% граждан республики к пенсионному возрасту установлена инвалидность.

В-третьих, по данным Пенсионного фонда, 75% рабочих мест освобождается работниками в связи с выходом на пенсию, высвобожденные места занимают сотрудники моложе. Увеличение пенсионного возраста отразится на росте безработицы среди молодежи. И, как следствие, рост безработицы повлечет стагнацию в оплате труда, а в ряде случаев и ее снижение.

«Дефицит рабочих мест приведет к росту неформальной занятости, теневых выплат заработной платы, к снижению социальной защищенности трудящихся. Также, с внедрением цифровой экономики для людей старшего возраста возрастают риски быть уволенными еще до выхода на пенсию в связи с отсутствием необходимых знаний и квалификаций», – подчеркнула Васильева.

По словам профсоюзного лидера, Федерация профсоюзов Республики Татарстан считает, что предлагаемые Правительством РФ нововведения в сфере пенсионного законодательства нуждаются в серьезной проработке, рассмотрении и одобрении гражданским сообществом и всеми сторонами социального партнерства.

«Повышение пенсионного возраста без повышения качества жизни наших граждан считаем преждевременным. В противном случае данная мера не только антисоциальна, но и вредна для экономики страны», – акцентировала Татьяна Васильева и обозначила позицию профсоюзов по данному вопросу.

Профсоюзы считают, что необходимо «пакетное» комплексное рассмотрение проблем, с учетом всех рисков, возникающих для работников и пенсионеров, связанных с данным законопроектом. 

0807 gossovet1

Для этого необходимо:

– принять нормативные правовые акты по увеличению размеров заработной платы (МРОТ без компенсационных и стимулирующих выплат, обязательная ежегодная индексация з/пл, повышение тарифа 1 разряда до МРОТ и т.д.);

– ратифицировать в полном объеме без изъятий 102-ую Конвенцию МОТ о минимальных нормах социального обеспечения;

– пересмотреть методику определения прожиточного минимума;

– необходимы изменения на рынке труда за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращение доли «серого рынка» труда, обеспечение гибкой занятости, создание систем перманентной переподготовки кадров. В рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для возрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений;

– увязать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления качественной медицинской помощи, в т.ч. возрастной категории работников;

– провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в которой предусмотреть:
– создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учетом характера оплаты их труда (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);
– прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
– оптимизацию страхового тарифа на пенсионное страхование, приведение его величины в соответствие с обязательствами перед застрахованными путем определения нагрузки между субъектами страхования и подкрепленного актуарными расчетами.

«Профсоюзное сообщество считает, что данный законопроект не должен рассматриваться пока не будут решены и законодательно оформлены вышеперечисленные вопросы», – подытожила Татьяна Васильева.

По результатам заседания по данному законопроекту было принято постановление Комитета Госсовета по социальной политике с рядом поправок и замечаний.

По материалам сайта ФПРТ